Шатер на крещатой бочке

Рассмотрим еще одну, последнюю группу шатровых церквей, отличительной чертой которых является своеобразный прием декорации их шатров. Сущность этого приема заключается в том, что шатер стоит не на восьмерике, как во всех предыдущих случаях, а на четверике, и в нижнюю его часть врезаются четыре бочки; при этом приеме шатер теряет свое самостоятельное значение: он находится в зависимости от бочек — как бы вырастает из них, отчего прием этот носит название «шатер на крещатой бочке».
 
Рис. 337. Церковь Архистратига Михаила в Юромском-Великодворском. По Ф. Горностаеву. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 337. Церковь Архистратига Михаила в Юромском-Великодворском. По Ф. Горностаеву
Рис. 338. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
 
Образцом таких церквей может служить церковь Архистратига Михаила в селе Юромском-Великодворском (Мезенского уезда, Архангельской губернии), построенная в 1685 г. (рис. 337, 338 и 339). Ее поднимающиеся над высоким башневидным срубом шатер и бочки имеют сильно вытянутые вверх пропорции; общая высота главной части церкви превышает 22 сажени, так что она значительно господствует над всеми остальными частями, несмотря на то, что они сами по себе не низки, так как стоят на подцерковье (на подклете). Как на интересную подробность, укажем на то, что маковки, возвышающиеся над гребнями бочек, поставлены не вертикально, а с небольшим наклоном к шатру; такой же наклон имеет и маковка, осеняющая бочку пятистенного алтаря. Весь верх главной части, равно как бочки алтаря и крыльца, сохранили до сих пор свое покрытие лемехом; уцелела также над крышей трапезной деревянная «дымница»: первоначально церковь была курной (устроена «по черному»), то есть дым из печи попадал прямо в церковь и выходил из нее через эту дымницу. Рядом с церковью Арх. Михаила стоит другая церковь — Ильинская, построенная в 1729 г. и представляющая собой, в сущности, группу из двух самостоятельных храмов, объединенных общей трапезной и крыльцом. Северный из этих храмов крыт шатром на крещатой бочке (рис. 340 и 341). Несмотря на свою, если можно так выразиться, однобокость, группа эта очень живописна и детали ее прекрасны.
 
Таким же шатром на крещатой бочке увенчана Троицкая церковь в Лампожне (Мезенского уезда, Архангельской губернии); она построена значительно позднее юромских церквей, а именно в 1781 году и благодаря этому сохранила в неприкосновенности свой первоначальный облик; уцелело даже покрытие лемехом бочек, шатра и всех маковок. Лемех этот особенно интересен, так как концам его придана редко встречающаяся полукруглая форма, придающая всему покрытию сходство с рыбьей чешуей, которое и послужило причиной возникновения названия «чешуйное обивание» (рис. 342).
 
Рис. 339. Церковь Архистратига Михаила в Юромском-Великодворском. По Ф. Горностаеву. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 340. Ильинская церковь в Юромском-Великодворском. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 339. Церковь Архистратига Михаила в Юромском-Великодворском. По Ф. Горностаеву Рис. 340. Ильинская церковь в Юромском-Великодворском
Рис. 341. Ильинская церковь в Юромском-Великодворском. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 342. Церковь в Лампожне. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 341. Ильинская церковь в Юромском-Великодворском Рис. 342. Церковь в Лампожне
Рис. 343. Церковь Богоявления в Верхоленске. По И. Серебренникову. Шатер на крещатой бочке. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 343. Церковь Богоявления в Верхоленске. По И. Серебренникову
 
Иногда бочки церквей рассматриваемого типа не ориентировались по странам света, как это сделано у обеих юромских церквей, а ставились по направлению диагоналей четверика, то есть размещались так, как малые главы пятиверхих храмов; иногда же они ставились в несколько ярусов одна над другой, постепенно уменьшаясь в размерах и почти совсем скрывая собой шатер. Насколько нам известно, в натуре не сохранилось ни одного памятника с таким убранством шатра, но в альбоме Эрика Пальмквиста на изображении церкви Никольского монастыря мы видим четырехгранный шатер, почти совершенно закрытый двенадцатью бочками, поднимающимися до самой шейки луковичной главки (рис. 259). На Богоявленской же церкви города Верхоленска (Иркутской губернии. Начало XVIII в.) шатер исчез совершенно, хотя совокупность бочек, покрывающих ее четверик, все еще напоминает общей их массой эту архитектурную форму, расстаться с которой древним зодчим стоило, по-видимому, больших усилий (рис. 343).
 
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).