Старинные изображения шатровых церквей

В предыдущей главе мы уже отметили, что шатровый тип церквей был излюбленным у русских людей допетровской эпохи и применялся ими поэтому гораздо чаще, нежели тип клетских церквей; об этом можно вывести заключение хотя бы из того, что в альбомах Мейерберга и Олеария изображений шатровых церквей, в общей сложности, больше, чем изображений церквей клетских. У Мейерберга наиболее интересными являются изображения церквей в селах Зимогорье, Коломне, Медной и в Шоше (рис. 253, 254, 255 и 256), а у Адама Олеария, бесспорно, шатровые церкви видны на изображениях городов Астрахани и Терок (рис. 257 и 258); что же касается таких его изображений церквей, как, например, под Нарвой, то они заставляют сомневаться в соответствии их с натурой*; поэтому останавливаться на них не будем. Даже у Эрика Пальмквиста, все внимание которого было сконцентрировано на крепостях, находим одно изображение шатровой церкви, принадлежавшей какому-то Никольскому монастырю, который находился в семи верстах от Москвы (рис. 259).
 
* См.: Мих. Красовский. Очерк истории Московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). М., 1911.
 
Рис. 253. Зимогорье. По Мейербергу. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 254. Коломна. По Мейербергу. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 255. Медная. По Мейербергу. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 256. Река Шоша.По Мейербергу. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 253. Зимогорье. По Мейербергу Рис. 254. Коломна. По Мейербергу Рис. 255. Медная. По Мейербергу Рис. 256. Река Шоша.По Мейербергу
 
Наконец, изображения шатровых церквей встречаются в наших старинных иконах и планах; так, на иконе Александра Свирского (рис. 63) и на плане Тихвинского монастыря (рис. 260 и 261)мы видим несколько шатровых и многоверхих церквей, тогда как клетских нет ни одной.
 
Анализировать приведенные примеры древних изображений шатровых храмов мы сейчас не будем, оставляя это до того времени, когда нам придется сравнивать эти изображения с подобными им шатровыми церквами, которые уцелели до настоящего времени; теперь же перейдем непосредственно к рассмотрению типов планов, применявшихся при шатровых церквах.
 
Рис. 257. Астрахань. По Олеарию. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 257. Астрахань. По Олеарию
Рис. 258. Терки. По Олеарию. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 259. По Э. Пальмквисту. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 258. Терки. По Олеарию Рис. 259. По Э. Пальмквисту
Рис. 260. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 261. Старинные изображения шатровых церквей. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)