Составные части Царских врат

Но как бы ни был богат иконостас, центральным местом его художественной отделки всегда были Царские врата; это особенно заметно в иконостасах более древних, у которых рядом со скромно украшенными тяблами и переградками находятся великолепные Царские врата, тогда как северные и южные двери почти теряются в ряду икон. Выше мы заметили, что Царские врата почти всегда состояли из нескольких основных частей; ознакомимся теперь с этими частями несколько подробнее, пользуясь схематическим чертежом Царских врат знакомой нам церкви Спаса в Заварине (рис. 430). По сторонам створок врат, но не в одной с ними плоскости, а впереди их ставились обыкновенно, так называемые, «столпцы» (С—С), только символизировавшие собой те столбы («вереи»), к которым привешивались створы дверей древней алтарной преграды, так как у Царских врат XVI и XVII веков столпцы для этой цели никогда не служили; для этого предназначались особые колоды, закладывавшиеся в капитальную стену, отделявшую церковь от алтаря. Столицы в большинстве случаев имели квадратную в плане форму и были обращены на запад или ребрами, или гранями. На последних помещались небольшие иконы святителей и отцов церкви, а на верхах столпцов утверждались «возглавия», имевшие форму граненых шишек на высоких и узких шейках (рис. 431) (Из псковской церкви Николы со Усохи), или же представлявшие собой целую группу луковичных главок, осененных крестами, как, например, у Царских врат церкви Иоанна Богослова на реке Ишне* (рис. 432). Иногда оба типа возглавии соединялись вместе, то есть вокруг стоящей в центре шишки размещались четыре или большее число главок. В иконостасах эпохи XVII века столпцы теряют даже свое символическое значение и превращаются в парные колонки, поддерживающие импосты архивольтов над створами врат (рис. 433) (Из придела Костромской церкви Воскресения на Дебри).
 
* Ишнинские врата исполнены в 1562 году иноком Исайей и находились прежде в Ростовском Авраамиевом монастыре, о чем свидетельствует имеющаяся на них надпись.
 
Рис. 430. Схема Царских врат. Рис. М. Красовского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 430. Схема Царских врат. Рис. М. Красовского
Рис. 431 - 433. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 431. Столбец. По Л. Бобринскому Рис. 432. Деталь Царских врат церкви на Ишне. Фото Ф. Барщевского Рис. 433. Столицы-колонки. По Л. Бобринскому
Рис. 434. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 434. Рис. М. Красовского
Рис. 435 - 436. Детали Царских врат Спас-Нередицкой церкви в Новгороде. Фото Ф. Барщевского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 435 - 436. Детали Царских врат Спас-Нередицкой церкви в Новгороде. Фото Ф. Барщевского
 
В старину верхней части створов царских врат («полотен» рис. 430 А—А) никогда не придавали прямоугольную форму; но зато у них встречаются очень разнообразные верхи: полуциркульные, стрельчатые, подковообразные, килевидные, овальные и, наконец, фигурные, образованные сочетанием нескольких кривых с волютами или завитками другой формы (рис. 434). Нижняя часть полотен делится в большинстве случаев на четыре части при помощи обрамлений, украшенных в точках пересечения различного вида розетками («репьями»). В центрах образованных таким образом полей («поликов») оставлялись не покрытые орнаментом места для указанных выше икон; места эти, называвшиеся «клеймами», ограничивались фигурным контуром или окаймлялись чудесными по композиции и исполнению киотиками, которые очень часто заканчивались вверху, подобно столицам, луковичными главками (рис. 435). Два таких же клейма помещались в верхней части створов, образуя вместе с четырьмя нижними шесть мест — для икон Благовещения и евангелистов. Стык полотен прикрывался полукруглым штабиком или прямоугольным в сечении бруском с перехватами и с богатой орнаментацией; число перехватов было кратным числу клейм (рис. 436 и 441). Следующую часть Царских врат составляло «тело» или «сень» (рис. 430 Б—Б и 437), находившееся по большей части в одной отвесной плоскости со створами и ограничивавшееся сверху и с боков прямыми линиями, а снизу почти всегда отвечавшее форме верха створов. Края сени окаймлялись орнаментированной рамкой с репьями, а на самой сени размещались клейма, из которых центральное часто делалось больше остальных и служило для помещения в нем иконы Св. Троицы (Явление Аврааму трех ангелов) или Тайной Вечери (рис. 438).
 
Наконец, непосредственно над сенью возвышалась последняя — венчающая часть Царских врат, именовавшаяся «коруной» (короной), на которую она в некоторых случаях действительно была похожа, как, например, в церкви Спаса в Заварине (рис. 430 В—В и 439). Коруна эта имеет вверху отвесный профиль, а внизу — слегка выпуклый, тогда как у ишнинских Царских врат коруна имеет профиль в виде закругленного желоба (рис. 438); нередко встречаются коруны, имеющие профиль в виде гуська, как, например, в ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (рис. 440), а также коруны в виде прямой доски, верх которой слегка наклонен вперед. Последнего вида коруна сделана у Царских врат Спас-Нередицкой церкви под Новгородом (рис. 441).
 
Рис. 437. Сень Царских врат. Фото М. Красовского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 438. Деталь Царских врат церкви на Игине. Фото Ф. Барщевского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 437. Сень Царских врат. Фото М. Красовского Рис. 438. Деталь Царских врат церкви на Игине. Фото Ф. Барщевского
Рис. 439. Коруна Царских врат. Фото М. Красовского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 440. Коруна Царских врат. По А. Бобринскому. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 439. Коруна Царских врат. Фото М. Красовского Рис. 440. Коруна Царских врат. По А. Бобринскому
Рис. 441. Царские врата Спас-Нередицкой церкви. Фото Ф. Барщевского. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 444. Расписные Царские врата. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 441. Царские врата Спас-Нередицкой церкви. Фото Ф. Барщевского Рис. 444. Расписные Царские врата
Рис. 442 - 443. Составные части Царских врат. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 442. Царские врата Исидоровской церкви. Фото Ф. Барщевского Рис. 443. Царские врата Заваринской церкви. Фото М. Красовского
 
Все части Царских врат в большинстве случаев были покрыты резьбой, которой придавали различной глубины рельеф; так, у древних царских врат, хранящихся в Исидоровской церкви Ростова Великого, резьба очень неглубока (рис. 442), у нередицких же врат она имеет сильный рельеф и, наконец, у врат церкви Спаса в Заварине она сквозная (рис. 443). Останавливаться долее на технике резьбы и на характере ее орнаментальных мотивов не станем, так как последний отличается большим разнообразием, и изучение его не может входить в пределы настоящего курса, относясь к области особого искусства — орнаментики.
 
Резьба обыкновенно покрывалась раскраской в несколько тонов; относительно реже ее золотили, покрывая при этом фон резьбы одной какой-либо краской, например, ярко-красной, как у врат церкви на Ишне. Более редко встречаются Царские врата без всякой резьбы, но зато раскрашенные в несколько красок; в таких случаях иконы часто целиком занимали филенки («полики») створов, а орнамент покрывал только обрамления и штабик, прикрывающий стык створов. Образец таких расписных врат представляют врата Знаменского Красногривского монастыря (Гороховецкого уезда, Владимирской губернии), изображенные на рис. 444*.
 
* Эти врата, равно как почти все остальные, приведенные нами в качестве примеров, принадлежат церквам каменным; тем не менее ими пришлось воспользоваться, так как подобрать нужные образцы, из числа находящихся в церквах деревянных, не удалось, вследствие неполноты имеющегося в нашем распоряжении материала.
 
Заканчивая обзор иконостасов, заметим еще, что ярусы их размещались не только на стене, отделявшей церковь от алтаря, но загибались иногда на продольные стены, как это сделано в церкви Иоанна Богослова на реке Ишне, а в церквах, имевших крестообразный план, ярусы иконостаса захватывали даже восточные стены прирубов; образцом такого устройства иконостасов может служить иконостас Преображенской церкви в Кокшенге (рис. 285 и 271).
 
 
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)