Многошатровые церкви
Стремление сделать храм возможно более поместительным, а также иметь в нем несколько приделов, привело к возникновению особой группы шатровых церквей. Если идея многопридельности храма была осуществлена в почской церкви, а также в церкви села Конецгорья, то все же строители их сумели лишь отчасти выразить на внешнем облике этих церквей их многопридельность, так как, в сущности, они не изменили типичного силуэта однопридельного храма, а ограничились только тем, что в одном случае прибавили к его северному и южному прирубам небольшие алтарные апсиды, а в другом — прибегли к еще более простому приему: расчленили одну апсиду на две, что заметно только с восточной стороны церкви. Но впоследствии такое неполное осуществление идеи многопридельного храма перестало отвечать художественным запросам народа, и поэтому создались такие церкви, как Успенский собор в городе Кеми (Архангельской губернии. Построен в 1714 г.), Воскресенская церковь в Селецком приходе (Холмогорского уезда, Архангельской губернии. Построена в 1673 г.) и церковь Св. Троицы в посаде Неноксе (Архангельского уезда. Построена в 1727 г.), планы которых повторяют, в сущности, те же приемы основного квадрата или восьмиугольника. Первый из этих памятников представляет собой группу из трех отдельных шатровых церквей, типа «восьмерик на четверике», связанных в одно архитектурное целое при помощи большой трапезной (рис. 266, 329 и 330). Относительно небольшая высота последней сильно подчеркивает самостоятельный характер двух башнеобразных приделов и самого храма, величавая масса которого господствует над всеми остальными; с целью подчеркнуть самостоятельное значение приделов, строители дали каждому из них свой собственный нищевник, предшествуемый крыльцом. Тем не менее, подчеркивая самостоятельный характер приделов, строители сознавали необходимость чем-нибудь выразить, что вся эта группа отдельных масс все же является одним храмом, а не случайным соединением нескольких или последовательным присоединением одного к другому. Это единство достигнуто тем, что приделы точно повторяют пропорции и формы главной части храма - до таких деталей включительно, как теремки над выступающими углами четвериков. Последние, к сожалению, исчезли при обшивке собора тесом, под которым скрыта теперь художественная обработка нищевников, смягчавшая суровую простоту рубленых стен храма (рис. 330).
Рис. 329. Собор в Кеми. По В. Суслову | Рис. 330. Собор в Кеми |
Рис. 331. Церковь Селецкого прихода |
Самостоятельный характер приделов выражен не менее ясно и у Воскресенской церкви Селецкого прихода, имеющей, подобно собору в Кеми, три шатровых верха, из которых двое меньших отмечают собой приделы (рис. 331 и 332). Самостоятельность последних подчеркнута у рассматриваемой церкви в особенности тем, что главная часть основного храма имеет вид башни, восьмигранной, снизу доверху, тогда как башни приделов имеют в плане квадратную форму и только вверху переходят в восьмерики (рис. 331). Несмотря, однако, на то, что многопридельность храма ясно выражена его массами, все же не утеряна и идея его единства. Она, пожалуй, даже более здесь подчеркнута, нежели у Кемского собора, так как в последнем приделы примыкают к трапезной, а у селедкой церкви — к самому храму, вследствие чего шатры ее образуют тесную архитектурную группу.
Третий памятник такого типа шатровых храмов, то есть церковь в посаде Неноксе, аналогичен по плану предыдущему, но во внешнем его виде характер многопридельности выражен менее ясно (рис. 272, 290 и 333). Однако, последнее произошло не вследствие желания строителей затушевать самостоятельность его северного и южного приделов, так как сами по себе приделы в достаточной мере имеют выделенный характер; произошло же это вследствие того, что, стремясь придать храму облик, сходный с пятиглавыми церквами, строители придали западному и алтарному прирубам главного храма совершенно такой же внешний облик, как и его приделам. Таким образом, второстепенные по архитектурному значению массы получили такие же размеры и формы, как и две другие части, долженствовавшие быть подчеркнутыми в силу их самостоятельного значения, и этим затушевали значение последних. Несмотря, однако, на эту неудачу строителей, произведение их должно быть отнесено к лучшим памятникам нашего деревянного церковного строительства — как по своим прекрасным пропорциям, так и по деталям, из которых много погибло при ремонтах и, главным образом, при обшивке досками.
Рис. 333. Церковь в посаде Неноксе. По В. Суслову | Рис. 334. Церковь села Шохиы. Рис. Д. Савицкого |
Рис. 335. Церковь села Свидского. По Д. Милееву | Рис. 336. Церковь села Свидского. По Д. Милееву |
Так, например, исчезли нищевник с крыльцами и большая часть его теремков. Собор в Кеми и церковь в посаде Неноксе представляют собой, как было указано выше, соединение в одно целое нескольких шатровых церквей с самостоятельными трапезными и алтарями. Существовали, однако, и такие церкви, которые, хотя и были увенчаны несколькими шатрами, но их многопридельность выражалась только этим да соответственным числом алтарных апсид; все же остальные их массы были скомбинированы так, как у церквей однопрестольных. Примером может служить двухшатровая церковь села Шохны (Нерехтского уезда, Костромской губернии, рис. 334). Хотя она построена в начале прошлого века (в 1803 г.), но, без сомнения, прототипы ее относились к более ранней эпохе, так как существуют аналогичные ей двухшатровые каменные церкви, построенные в XVII веке и заимствовавшие свои формы у церквей деревянных.
Наконец, есть и такие церкви, над которыми, несмотря на то, что они однопрестольные, возвышается несколько шатров; так, например, церковь Св.Николая в селе Свидском (Кирилловского уезда, Новгородской губернии), построенная в XVII веке, имеет, кроме главного шатра, второй, малый шатер, покрывающий восьмерик над четвериком, который врезался в бочку алтаря (рис. 335 и 336). Таким образом, над бочкой здесь поставлена как бы миниатюра целого шатрового храма, что, конечно, не может быть сочтено приемом удачным.
Добавить комментарий