Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский

Деревянное зодчество. Михаил Красовский

Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Михаил Красовский. 1916

Книга Михаила Витольдовича Красовского  — «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество» — своеобразный памятник культуры двадцатого столетия. Это фундаментальный научный труд выдающегося историка русской архитектуры, дающий максимально полное представление об эволюции, неподражаемой красоте и мудрых правилах русского деревянного зодчества. Знаменательно, что книга увидела свет в 1916 году — завершался тысячелетний период развития деревянного зодчества, наступал кризис традиции.

Условия развития русского деревянного зодчества

Географические условия края. Строительные материалы. Причины отсутствия древнейших памятников деревянного зодчества. Материалы по истории деревянного зодчества: условия бытовые и исторические; памятники письменности иноземные и местные. Существующие памятники деревянного зодчества. Терминология.

Основные типы крестьянских дворов и изб

Основные элементы зданий. Главнейшие типы нынешних крестьянских дворов и изб. Их конструктивные и художественные детали. Крестьянские избы по памятникам письменности и сопоставление их с существующими типами. Внутренний вид изб.

Тип старорусского помещичьего дома

В допетровской Руси быт низших слоев населения, по существу, был таким же, как и быт высших, отличаясь от него лишь масштабом и деталями; современной разницы мировоззрений не могло существовать, так как общими были и религиозные верования и отношения друг к другу членов семьи и, наконец, средства к жизни, определявшиеся в большинстве случаев или величиною земельной собственности или размерами торговых оборотов. Не существовало ни умственного труда, ни служебной деятельности в том виде, в каком мы понимаем их теперь; по существу все население, не исключая даже людей ратных и купцов, было по укладу жизни земледельцами, сообразовавшими свою жизнь почти исключительно с размерами своих владений.....

Частные жилые дома, казенные здания, хоромы знати и царские хоромы

Сведения о городских домах, заимствованные из сочинений иноземных писателей и из памятников русской письменности. Частные жилые дома, казенные здания, хоромы знати и царские хоромы. Внутренний распорядок, внешний вид и детали хором.

Древнерусские деревянные фортификационные сооружения

Типы древнерусских фортификационных сооружений. Виды типовых оград, виды стен срубами, детали их. Типы башен и детали их конструкции.

Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов

Некоторые монастыри и скиты, а также погосты, то есть церкви с окружающими их кладбищами, никогда не имели стратегического значения, но тем не менее их приходилось обносить крепкими оградами, так как в былое время на Руси жилось неспокойно, надо было беречься не только нападений иноземцев, но и своих «лихих людей», которых было немало, и которые вечно угрожали спокойному течению жизни. Всем приходилось огораживаться прочными заборами, а в особенности, монастырям, скитам и погостам, часто стоявшим на значительном расстоянии от населенных пунктов.....

Типы надгробных сооружений и крестов

Говоря об оградах погостов, нельзя не сказать несколько слов о надгробиях и могильных крестах, толпящихся за этими оградами. Конечно, самые древние из дошедших до нас деревянных надгробий не могут быть старше конца XVII, начала XVIII столетия, но в этой области, более чем где-либо, должна сказаться приверженность русских людей придерживаться стародавних традиций и, следовательно, ставить над могилами своих отцов такие же надгробия, какие ставили прадеды над могилами своих отцов.....

Придорожные кресты и часовни

Весьма близкое сходство с только что рассмотренными надгробиями имеют те часовенки и кресты, которыми русские люди любили в старину отмечать различные пункты, имевшие для них особое значение, а именно: места нахождения явленных икон, сгоревших или упраздненных церквей, сражений, там, где кто-нибудь был убит молнией или умер от другого рода смерти, но тоже внезапно, без покаяния; их ставили также у околиц, у въездов на мосты, на перекрестках дорог и, наконец, в деревнях, то есть всюду, где считали почему-либо нужным осенить себя крестным знамением....

Сведения по истории колоколов

Русская Церковь, ревниво оберегая предания и обычаи Восточной Церкви, всегда стремилась избегнуть малейшего подражания обычаям «латинцев»; тем не менее, столь излюбленный нами и нигде в другом месте не получивший такого широкого развития призыв к богослужению при помощи колокольного звона, заимствован Русью преимущественно от Запада, то есть от тех же «латинцев». Правда, что и наставница древней Руси, Византия, употребляла колокола; но до завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г., греки гораздо охотнее пользовались билами (смотри ниже), а колокола составляли, скорее, исключение....

Примитивные приспособления для подвешивания колоколов

Небольшие и немногочисленные колокола, первоначально находившиеся в распоряжении церквей, конечно, не требовали для их подвешивания каких-либо сложных приспособлений; обыкновенно для этой цели служили простые козла, форма которых находилась в зависимости от местных условий. Так, самым простым приспособлением являлось соединение двух брусьев или бревен в виде буквы глаголя, причем свободный конец одного из них закапывали в землю, а другой или клали на подоконник, или закладывали в нарочно выбранное в стене гнездо.....

Типы северных и центрально-русских колоколен

Более или менее широкое распространение колокола получили у нас в XV в.; к этому же времени надо отнести и появление деревянных, квадратных в плане, колоколен, так как упоминания о восьмигранных колокольнях встречаются в летописях в начале XVII века; так, например, в летописи вологодского собора под 1621 годом сказано: «рубить колокольню о восьми стенах», то есть говорится как о типе вполне известном. Отсюда можно вывести заключение, что в начале XVII века наши плотники окончательно освоились с этим типом сооружений, исходной точкой для которого им могли послужить крепостные башни и восьмигранные церкви.....

Южные колокольни и колокольни Прикарпатской Руси

Южные колокольни — «звиници» или «дзвоници», как называют их малороссы, можно разделить на несколько типов, из которых самым простым и, пожалуй, наиболее распространенным является тип квадратной в плане, двухъярусной, колокольни.....

Языческие храмы славян

Хотя уже задолго до крещения Руси многие славяне и варяги были христианами, но все же это были лишь отдельные личности среди общей языческой массы, которая так же искренно и глубоко любила своего Перуна и стремилась видеть богато украшенными капища его кумиров, как искренно и всей душой Русь отдалась впоследствии служению Богу истинному. Ведь сущность основных черт народа, в особенности молодого, меняется очень медленно; поэтому, если христианская Русь быстро освоилась с идеей новых храмов и прониклась любовью к их благолепию, то необходимо признать за непреложный факт, что и языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать.....

Первые христианские храмы славян

Первые христианские храмы славян. Наследие Византии, устойчивость сложившихся типов деревянных церквей, основные части храма. Типы храмов.

Клетские церкви

Первые наши христианские церкви должны были быть очень похожи по внешности на простые избы и отличались от них главным образом тем, что над коньками их крыш возвышались кресты или маковки. Последние были, очевидно, подражанием главам каменных храмов и поэтому могли появиться спустя лишь некоторое время, после того, как наши плотники освоились с идеей церковной главы и сумели осуществить ее так или иначе в деревянных формах. Сущность последних, а также климатические условия страны были причиной того, что форма маковицы, то есть главы деревянного храма, получила совершенно иной вид, чем вид каменных глав византийских храмов и никогда не могла достигнуть их размеров.....

Планы и конструктивные приёмы клетских церквей

Приемы композиции планов клетских церквей не могли отличаться большим разнообразием; тем не менее их можно разделить на несколько типов. Наиболее примитивным являлся план, представлявший комбинацию из двух прямоугольных срубов — алтаря и помещения для молящихся, перед входной дверью которого находился навес, поддерживаемый двумя столбами. Иногда этот навес забирался досками или делался рубленым, превращаясь в сени (паперть) или в зародыш трапезной, а алтарный прируб получал пятигранную форму, то есть делался «по-круглому»....

Типы крыш клетских церквей

Простым формам срубов клетских храмов отвечают, в большинстве случаев, простые же двухскатные крыши, преследующие исключительно утилитарную цель. Тем не менее можно указать на несколько типов устройства крыш у клетских церквей.....

Типы нищевников клетских церквей

Судя по уцелевшим памятникам, нищевники при церквах, стоявших на пошве, то есть не имевших подклетов, устраивались редко; равным образом редко делались открытые нищевники, что объясняется суровостью климата и богатством его атмосферных осадков. Поэтому, если почему-либо и желали иметь открытый нищевник, то в большинстве случаев делали его таким только с южной стороны, менее подверженной действию холодных ветров, а также заливанию дождем и снежным заносам.....

Типы крылец клетских церквей

Форма крылец клетских церквей зависела, преимущественно, от того, как эти церкви были основаны, а именно: стояли они на подклетах, или просто на пошве; в последнем случае крыльца были довольно примитивны и представляли собой односкатные или двухскатные навесы на простых или резных столбах, защищавшие преддверную площадку, к которой вело две или три ступени; между столбами врубались подлокотники, пространства под которыми забирались или сплошь досками, или же резными балясами...

Старинные изображения шатровых церквей

В предыдущей главе мы уже отметили, что шатровый тип церквей был излюбленным у русских людей допетровской эпохи и применялся ими поэтому гораздо чаще, нежели тип клетских церквей; об этом можно вывести заключение хотя бы из того, что в альбомах Мейерберга и Олеария изображений шатровых церквей, в общей сложности, больше, чем изображений церквей клетских......

Планы шатровых церквей

Очень интересен вопрос: почему наши плотники, насколько об этом можно судить по уцелевшим памятникам, совершенно не признавали шестиугольного в плане многогранника, а пользовались при постройке церквей исключительно формой восьмерика. Не имея в виду дать исчерпывающего решения этого вопроса, полагаем все-таки возможным несколько приблизиться к нему.....

Конструктивные приемы шатровых церквей

Следует заметить, что вообще приемы эти были те же самые, что и при рубке клетских церквей; так, например, срубы ставились обычно прямо на грунт, без фундаментов, иногда на подклетах, а иногда и без них; главная часть храма («церковная стопа») и алтари рубились из бревен, а нищевники и притворы «забирались в столбы». Однако, некоторые своеобразные приемы все-таки были, но они, естественно, касались, главным образом, восьмиугольных в плане частей шатровых храмов, являвшихся их существенной отличительной чертой от храмов клетских.....

Внешняя архитектура шатровых церквей

Переходя к обзору внешней архитектуры шатровых церквей, заметим, что первые из них, по общему приему композиции их масс, вряд ли могли сильно отличаться от церквей клетских. Резкого скачка в этом отношении быть не могло; говоря иначе, не могли сразу появиться высокие восьмерики, начинающиеся от самой земли, равно как не могли появиться сразу и высокие шатровые крыши. Надо полагать, что первоначально низкий восьмерик робко поднялся над двухскатной крышей клетской церкви, причем шатер его также не имел большой высоты и походил скорее на «колпак», нежели на шатер.....

Многошатровые церкви

Стремление сделать храм возможно более поместительным, а также иметь в нем несколько приделов, привело к возникновению особой группы шатровых церквей. Если идея многопридельности храма была осуществлена в почской церкви, а также в церкви села Конецгорья, то все же строители их сумели лишь отчасти выразить на внешнем облике этих церквей их многопридельность, так как, в сущности, они не изменили типичного силуэта однопридельного храма, а ограничились только тем, что в одном случае прибавили к его северному и южному прирубам небольшие алтарные апсиды, а в другом — прибегли к еще более простому приему: расчленили одну апсиду на две, что заметно только с восточной стороны церкви. Но впоследствии такое неполное осуществление идеи многопридельного храма перестало отвечать художественным запросам народа, и поэтому создались такие церкви, как Успенский собор в городе Кеми......

Шатер на крещатой бочке

Рассмотрим еще одну, последнюю группу шатровых церквей, отличительной чертой которых является своеобразный прием декорации их шатров. Сущность этого приема заключается в том, что шатер стоит не на восьмерике, как во всех предыдущих случаях, а на четверике, и в нижнюю его часть врезаются четыре бочки; при этом приеме шатер теряет свое самостоятельное значение: он находится в зависимости от бочек — как бы вырастает из них, отчего прием этот носит название «шатер на крещатой бочке».....

Упадок шатрового стиля

Так продолжалось до второй половины XVII в., когда возникшее незадолго до того гонение на церкви шатрового стиля не вылилось в окончательное запрещение их строить; оставляя в стороне вопрос о причинах, обусловивших это запрещение, отметим только то, что все московские патриархи, начиная с Никона, стремились к возвращению нашего церковного зодчества в его прежнее русло, то есть к пятиверхому типу храмов, и поэтому в их храмозданных грамотах всегда имелось требование, чтобы «верхи строились по чину прочих каменных церквей, а не шатровые».....

Пятиглавые церкви

Хотя Москва, в лице ее иерархов, ревностно стремилась вернуть наше церковное строительство к «освященному преданием пятиглавию», но она вполне достигла этого только в отношении церквей каменных; направить же по этому руслу деревянное зодчество ей не удалось. Об этом наглядно свидетельствует весьма малое число таких деревянных церквей, строители которых имитировали приемы композиции каменных пятиглавых храмов.....

Кубастые и купольные церкви

В поисках способа осуществить одновременно требования как мирян, так и духовенства, плотники начали примащивать пятиглавие к иной форме покрытия, а именно к «кубу», вследствие чего появился особый тип церквей, называемых по форме их кровель «кубастыми»....

Типы многоверхих церквей

Сильное стремление плотников к многоверхим храмам, проявившееся в конце XVII в., нашло до некоторой степени исход в создании таких церквей, как в селах Подпорожье и Бережно-Дубровском. Однако главенствующей формой этих церквей все еще является «куб»; говоря иначе, многоглавие здесь все еще не самостоятельно — оно еще не нашло своего собственного облика и, так сказать, только прилаживается к другим, уже сложившимся формам.....

Страницы