Храмы

Языческие храмы славян

Хотя уже задолго до крещения Руси многие славяне и варяги были христианами, но все же это были лишь отдельные личности среди общей языческой массы, которая так же искренно и глубоко любила своего Перуна и стремилась видеть богато украшенными капища его кумиров, как искренно и всей душой Русь отдалась впоследствии служению Богу истинному. Ведь сущность основных черт народа, в особенности молодого, меняется очень медленно; поэтому, если христианская Русь быстро освоилась с идеей новых храмов и прониклась любовью к их благолепию, то необходимо признать за непреложный факт, что и языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать.....

Первые христианские храмы славян

Первые христианские храмы славян. Наследие Византии, устойчивость сложившихся типов деревянных церквей, основные части храма. Типы храмов.

Клетские церкви

Первые наши христианские церкви должны были быть очень похожи по внешности на простые избы и отличались от них главным образом тем, что над коньками их крыш возвышались кресты или маковки. Последние были, очевидно, подражанием главам каменных храмов и поэтому могли появиться спустя лишь некоторое время, после того, как наши плотники освоились с идеей церковной главы и сумели осуществить ее так или иначе в деревянных формах. Сущность последних, а также климатические условия страны были причиной того, что форма маковицы, то есть главы деревянного храма, получила совершенно иной вид, чем вид каменных глав византийских храмов и никогда не могла достигнуть их размеров.....

Планы и конструктивные приёмы клетских церквей

Приемы композиции планов клетских церквей не могли отличаться большим разнообразием; тем не менее их можно разделить на несколько типов. Наиболее примитивным являлся план, представлявший комбинацию из двух прямоугольных срубов — алтаря и помещения для молящихся, перед входной дверью которого находился навес, поддерживаемый двумя столбами. Иногда этот навес забирался досками или делался рубленым, превращаясь в сени (паперть) или в зародыш трапезной, а алтарный прируб получал пятигранную форму, то есть делался «по-круглому»....

Типы крыш клетских церквей

Простым формам срубов клетских храмов отвечают, в большинстве случаев, простые же двухскатные крыши, преследующие исключительно утилитарную цель. Тем не менее можно указать на несколько типов устройства крыш у клетских церквей.....

Типы нищевников клетских церквей

Судя по уцелевшим памятникам, нищевники при церквах, стоявших на пошве, то есть не имевших подклетов, устраивались редко; равным образом редко делались открытые нищевники, что объясняется суровостью климата и богатством его атмосферных осадков. Поэтому, если почему-либо и желали иметь открытый нищевник, то в большинстве случаев делали его таким только с южной стороны, менее подверженной действию холодных ветров, а также заливанию дождем и снежным заносам.....

Типы крылец клетских церквей

Форма крылец клетских церквей зависела, преимущественно, от того, как эти церкви были основаны, а именно: стояли они на подклетах, или просто на пошве; в последнем случае крыльца были довольно примитивны и представляли собой односкатные или двухскатные навесы на простых или резных столбах, защищавшие преддверную площадку, к которой вело две или три ступени; между столбами врубались подлокотники, пространства под которыми забирались или сплошь досками, или же резными балясами...

Старинные изображения шатровых церквей

В предыдущей главе мы уже отметили, что шатровый тип церквей был излюбленным у русских людей допетровской эпохи и применялся ими поэтому гораздо чаще, нежели тип клетских церквей; об этом можно вывести заключение хотя бы из того, что в альбомах Мейерберга и Олеария изображений шатровых церквей, в общей сложности, больше, чем изображений церквей клетских......

Планы шатровых церквей

Очень интересен вопрос: почему наши плотники, насколько об этом можно судить по уцелевшим памятникам, совершенно не признавали шестиугольного в плане многогранника, а пользовались при постройке церквей исключительно формой восьмерика. Не имея в виду дать исчерпывающего решения этого вопроса, полагаем все-таки возможным несколько приблизиться к нему.....

Конструктивные приемы шатровых церквей

Следует заметить, что вообще приемы эти были те же самые, что и при рубке клетских церквей; так, например, срубы ставились обычно прямо на грунт, без фундаментов, иногда на подклетах, а иногда и без них; главная часть храма («церковная стопа») и алтари рубились из бревен, а нищевники и притворы «забирались в столбы». Однако, некоторые своеобразные приемы все-таки были, но они, естественно, касались, главным образом, восьмиугольных в плане частей шатровых храмов, являвшихся их существенной отличительной чертой от храмов клетских.....

Внешняя архитектура шатровых церквей

Переходя к обзору внешней архитектуры шатровых церквей, заметим, что первые из них, по общему приему композиции их масс, вряд ли могли сильно отличаться от церквей клетских. Резкого скачка в этом отношении быть не могло; говоря иначе, не могли сразу появиться высокие восьмерики, начинающиеся от самой земли, равно как не могли появиться сразу и высокие шатровые крыши. Надо полагать, что первоначально низкий восьмерик робко поднялся над двухскатной крышей клетской церкви, причем шатер его также не имел большой высоты и походил скорее на «колпак», нежели на шатер.....

Многошатровые церкви

Стремление сделать храм возможно более поместительным, а также иметь в нем несколько приделов, привело к возникновению особой группы шатровых церквей. Если идея многопридельности храма была осуществлена в почской церкви, а также в церкви села Конецгорья, то все же строители их сумели лишь отчасти выразить на внешнем облике этих церквей их многопридельность, так как, в сущности, они не изменили типичного силуэта однопридельного храма, а ограничились только тем, что в одном случае прибавили к его северному и южному прирубам небольшие алтарные апсиды, а в другом — прибегли к еще более простому приему: расчленили одну апсиду на две, что заметно только с восточной стороны церкви. Но впоследствии такое неполное осуществление идеи многопридельного храма перестало отвечать художественным запросам народа, и поэтому создались такие церкви, как Успенский собор в городе Кеми......

Шатер на крещатой бочке

Рассмотрим еще одну, последнюю группу шатровых церквей, отличительной чертой которых является своеобразный прием декорации их шатров. Сущность этого приема заключается в том, что шатер стоит не на восьмерике, как во всех предыдущих случаях, а на четверике, и в нижнюю его часть врезаются четыре бочки; при этом приеме шатер теряет свое самостоятельное значение: он находится в зависимости от бочек — как бы вырастает из них, отчего прием этот носит название «шатер на крещатой бочке».....

Упадок шатрового стиля

Так продолжалось до второй половины XVII в., когда возникшее незадолго до того гонение на церкви шатрового стиля не вылилось в окончательное запрещение их строить; оставляя в стороне вопрос о причинах, обусловивших это запрещение, отметим только то, что все московские патриархи, начиная с Никона, стремились к возвращению нашего церковного зодчества в его прежнее русло, то есть к пятиверхому типу храмов, и поэтому в их храмозданных грамотах всегда имелось требование, чтобы «верхи строились по чину прочих каменных церквей, а не шатровые».....

Пятиглавые церкви

Хотя Москва, в лице ее иерархов, ревностно стремилась вернуть наше церковное строительство к «освященному преданием пятиглавию», но она вполне достигла этого только в отношении церквей каменных; направить же по этому руслу деревянное зодчество ей не удалось. Об этом наглядно свидетельствует весьма малое число таких деревянных церквей, строители которых имитировали приемы композиции каменных пятиглавых храмов.....

Кубастые и купольные церкви

В поисках способа осуществить одновременно требования как мирян, так и духовенства, плотники начали примащивать пятиглавие к иной форме покрытия, а именно к «кубу», вследствие чего появился особый тип церквей, называемых по форме их кровель «кубастыми»....

Типы многоверхих церквей

Сильное стремление плотников к многоверхим храмам, проявившееся в конце XVII в., нашло до некоторой степени исход в создании таких церквей, как в селах Подпорожье и Бережно-Дубровском. Однако главенствующей формой этих церквей все еще является «куб»; говоря иначе, многоглавие здесь все еще не самостоятельно — оно еще не нашло своего собственного облика и, так сказать, только прилаживается к другим, уже сложившимся формам.....

Многоярусные церкви

Идея закрепления пятиглавия за ярусными церквами находила поборников и в сравнительно недавнее время, свидетельством чего служит церковь Великомученика Георгия в селе Старо-Гоергиевском (Солигалич. у. Костромской губ.), построенная в 1804 г. На трапезной этой церкви, в особенности на деталях ее открытой галереи сильно сказалось влияние западно-европейской архитектуры, но массы главной части храма все еще скомпонованы по старым традициям, характерным не для XIX в., а для XVIII, хотя детали их опять-таки говорят о старании зодчего идти в ногу с его столичными товарищами......

Детали церквей: крыльца, двери, красные и волоковые окна и просветы в восточной стене трапезных

С общими приемами композиции крылец мы уже знакомы, поэтому остановимся только на некоторых их подробностях. Стойки, поддерживающие крышу крыльца, делались иногда гладкими, имевшими в плане квадратную, прямоугольную и в сравнительно редких случаях круглую форму; обыкновенно же им придавали вид резных балясин с более или менее сложным профилем, но всегда таким образом скомпонованным, чтобы не ослабить стойку слишком глубокими вырезами. Сочетания различных ремешков, валиков, дынек и кувшинчиков давали очень красивые и простые формы, которые применялись как к квадратным в плане стойкам, так к восьмиугольным и круглым.....

Внутренняя отделка церквей: столбы, лавки, полки для образов и клиросы

Переходя к краткому обзору внутреннего устройства деревянных храмов, заметим, что в последнем принимали участие, конечно, не одни только плотники. Чтобы «нарядить нутро», нужны были резчики по дереву, иконописцы, кузнецы, золотых и серебряных дел мастера и т.д. Их работа относится к области прикладных искусств, рассмотрение которых не укладывается в рамки нашего курса; поэтому остановимся преимущественно на тех предметах внутреннего убранства церквей, которые создавались руками плотников и резчиков....

Иконостасы, их возникновение

В первых русских храмах, как известно, иконостасов не было, так как их не было и в византийских церквах, в которых алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой, то есть невысокой решеткой или балюстрадой, имевшей против середины алтаря дверцу одинаковой высоты с оградой или более высокую. Вне всяких сомнений, алтарная преграда устраивалась первое время и у нас, и из нее мало-помалу создался иконостас, вылившись в ту законченную, современную нам форму, в которой он освящен многовековым преданием. Весьма вероятно, что превращение это произошло на почве обычая привешивать жертвуемые в храм иконы к решетке алтарной преграды или так прикреплять их к ее поручню, что они возвышались над ним.....

Составные части Царских врат

Но как бы ни был богат иконостас, центральным местом его художественной отделки всегда были Царские врата; это особенно заметно в иконостасах более древних, у которых рядом со скромно украшенными тяблами и переградками находятся великолепные Царские врата, тогда как северные и южные двери почти теряются в ряду икон....

Предметы церковного обихода: аналои, столы и свечные ящики, переносные лавки (скамьи), киоты, подсвечники

Ко второй группе внутреннего «наряда» храма относятся предметы церковного обихода, то есть аналои, столы, подсвечники, шкафы, переносные скамьи и такие же киоты.....

Три группы планов южнорусских церквей

Церковное строительство на юге и юго-востоке России, то есть в Малороссии и в Области Войска Донского, а значительной мере уклонилось в сторону от тех приемов деревянного зодчества, которые практиковались на севере и в центральных областях. Время постройки уцелевших памятников народной архитектуры не восходит здесь ранее XVII в., а исторические сведения, которыми наука располагает в отношении этой архитектуры, настолько еще не полны и не проверены, что выяснение причин отделения южного зодчества от северного, равно как вопрос об исходной его точке приходится пока считать открытым, до того момента, когда точно будет выяснено взаимодействие культур и искусств тех народов, ареной борьбы которых являлся юг нынешней России......

Конструктивные приемы южнорусского церковного зодчества

Рассмотрим теперь некоторые особенности конструктивных приемов, практиковавшихся на юге, и отличающихся от приемов великорусских. Если на севере срубы церквей ставились почти всегда непосредственно на грунте («на пошве»), то на Дону у больших церквей чаще можно встретить под срубами каменные фундаменты; в Малороссии же, как большие, так и малые церкви, всегда ставились, подобно северным, прямо на земле, причем нижний венец делался из толстых дубовых бревен (подвалин) и только в недавнее время под некоторые из них подведены фундаменты.....

Одноверхие малорусские церкви

Тип одноверхого храма по своей внешности является самым простым и, по-видимому, может быть признан самым древним приемом церковного строительства на юге; последнее подтверждается тем, что срубы таких церквей, лишь за немногими исключениями, имеют в плане форму прямоугольников, которую, как мы заметили выше, следует считать древнейшей формой церковного плана. Все дошедшие до нас одноверхие церкви по своим размерам очень невелики, но сохранили в своей внешности больше черт самостоятельного народного творчества, нежели церкви других типов, хотя построены они приблизительно в одно и то же время с последними.....

Трехверхие церкви на юге России и в Прикарпатской Руси

Трехверхие церкви были на юге, по-видимому, господствующим типом; по крайней мере, большинство из дошедших до нас древних церквей Малороссии и Области Войска Донского завершаются тремя главами. Некоторые исследователи готовы видеть в трех верхах храмов олицетворение канонического догмата триединства Божества; другие видят в трехглавии неизбежный отзвук архитектуры запада и востока и ставят его в генетическую связь с постройками французских крестоносцев на Неаполитанском берегу (церкви в Трани и Мольфетта) и даже с трехкупольными церквами далекой Сирии.....

Пятиверхие южнорусские церкви

Как мы уже заметили выше, пять верхов храма отвечают крестообразной форме его плана, поэтому пятиглавие южных церквей, вернее, их четыре малые главы размещаются не так, как у церквей великорусских, а именно: малые главы южных церквей всегда ориентированы по странам света, тогда как главы великорусских церквей ориентировались в старину по направлениям линий северо-восток, юго-запад и северо-запад, юго-восток. Кроме того, пятиглавие церквей юга естественно вытекает, в большинстве случаев, из формы срубов и способа их комбинировать, так как каждая глава завершала собой самостоятельный башнеобразный сруб и являлась, так сказать, логическим следствием конструктивного приема, тогда как в великорусских деревянных церквах пятиглавие не вытекало из формы плана, а служило лишь декоративным целям, имитируя, как мы видели выше, формы каменные......

Малорусские девятиверхие церкви

Девятиверхих церквей очень мало, и это вполне понятно, так как все они являются соборными храмами весьма внушительных размеров, а такие сооружения воздвигались на юге, конечно, не часто, потому что затрачивать большие средства на постройку деревянных церквей, которым вечно грозили ужасы войны, было слишком неосторожно....

Детали и внутренняя отделка южнорусских церквей: двери, окна, роспись стен и иконостасы

Скажем еще несколько слов о деталях и внутренней отделке южнорусских церквей. Подобно северянам, южане обращали особое внимание на входные двери, стараясь придать им, по возможности, богатый вид. Однако, большого разнообразия форм здесь не наблюдается; в самом деле, верхней части дверных пролетов придавали обыкновенно форму трапеции, вследствие чего дверные коробки (колоды) составлялись из пяти брусьев, которые покрывались более или менее богатой резьбой.....